Острикова Ольга Александровна

Конспект занятия в старшей группе «Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете»

28 февраля [ср]

Конспект занятия в старшей группе

«Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете»

Цели:

-упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

-развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

-учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

-воспитывать чувство уважения к другим людям;

-коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозор, обогащать словарный запас.

Оформление:

 

-картинки с изображением прав детей, шляпа, волшебный сундучок, выставка законов, кодексов.

Предварительная работа:

 

Чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребенка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно- ролевые игры «Семья», игры « Я помогаю маме», «Назови меня» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые , и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы будем говорить о том , что является важным для всех людей- о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? ( Высказывания детей)

Право –это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать , осуществлять , иметь.

Воспитатель:

Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим , что же в нем находится ( свидетельство о рождении)

-Что это за документ?( Первый документ каждого человека. Выдается после рождения)

- О каком праве он напоминает? ( О праве на имя, фамилию, отчество)

- Зачем нам нужно имя? ( Чтоб нас не перепутали , различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети-

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

-Тогда скажите, какая обязанность есть у всех , связанная с этим правом? ( Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств»

 

Воспитатель:

Я буду каждому из вас примерять эту шляпу , а вы должны представиться, назвав свою фамилию , имя , отчество. ( Дети по очереди называют Ф.И.О.)

- Молодцы , я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

 

Инсценировка сказки « Колобок»

 

Ведущий:

-По дорожке Колобок покатился кувырком,

 Через поле и равнины прямиком,

 А на встречу вдруг Лиса,

 Увидала Колобка .

Лиса:

- Здравствуй милый Колобок,

Рада нашей встречи.

Как пригож ты Колобок,

Как румян и весел!

Говорят , что ты дружок,

Знаешь много песен!

Колобок:

-Колобок  я , непоседа. Испекли меня для деда,

На сметане я мешен, на окошке я стужен.

Я ушел от стариков, прыг с окна и был таков!

От Медведя я ушел и от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком тоже не угнаться! ( убегает)

Лиса:

-Не хочу я Колобок ( машет ему в след), зачем его кушать?

Лучше песенки его будем вместе слушать.

Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,

А мечтаю я друзья, пойти в балерины.

Лучше в огород пойду овощей там наберу! ( уходит)

Воспитатель:

Ребята, вспомните что произошло с колобком на самом деле в сказке. ( ответы детей )

А кто еще покушался на жизнь колобка? Какое право нарушила лиса? ( ответы детей)

Да , никто не имеет право отбирать жизнь у другого человека.

Воспитатель:

Ребята, я сейчас достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

- Верно , право на семью. Что вы знаете об этом праве? ( У каждого человека должны быть папа и мама)

Я люблю свою семью:

Маму , папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка , и кошку Мусю!

Все , кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель:

Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей , которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру « Назови ласково». Вот мы и посмотрим , как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово , а вы подберите к нему ласковые слова.

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

ДОЧЬ-

МАМА-

ПАПА-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель:

Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель:

Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве может она рассказать? ( право на отдых)

- Как можно отдохнуть детям? ( играть в игры, смотреть телевизор , купаться , гулять, спать)

Воспитатель:

Мы хорошо поработали , теперь предлагаю использовать право на отдых – поиграть в игру « Что мы делаем- не скажем)

( Дети загадывают движения , затем к ним подходит воспитатель.

Дети- Человек Рассеяный с улицы Бассеяной , прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеяного – А что вы умеете делать?

Дети- Что умеем , мы не скажем , а что делаем – покажем!

( Дети имитируют мытье посуды , стирка белья , уборка по дому и т. д.)

Воспитатель:

Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща петь , играть и веселиться , бегать прыгать и резвиться!

Воспитатель:

Ребята , следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

( Право на образование )

- Вы скоро пойдете в школу , и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

- Где можно получить образование?

( В школе , в детском саду , в институте , в училище )

- Для чего надо учиться ?

( Чтобы получить профессию , диплом)

- Да , вы правы , учиться нужно для того , чтоб получить профессию , чтоб быть умным и образованным человеком )

- В чем заключается ваша обязанность? ( Стараться хорошо учиться)

Воспитатель:

Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

( О праве на жилище)

- Как люди обязаны относиться к своему дому?  ( Бережно)

- Почему? ( Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи) Это право на имущество , оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый , теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

Инсценировка сказки « Заюшкина избушка»

 

Сказочница:

-Была избушка ледяная

У лисы-сестрицы,

А весной она растаяла,

Утекла водицей.

А у зайки-побегайки

Изба очень крепкая

Ни почем ей ни мороз,

Ни солнышко весеннее.

(Заяц выходит из дома)

Заяц:

-У меня короткий хвост

Чуткий нос и малый рост

А на выпуклой макушке

Вверх торчат прямые ушки.

(Выходит лиса)

Лиса:

-Посмотрите я какая

Вся горю как золотая

Хожу в шубе дорогой

Хвост пушистый и большой

На уловки мастерица

А зовут меня Лисица(прячется от зайца)

Заяц:

- Ах, какой хороший день!

Печку истоплю пирогов напеку!( Уходит в дом)

 (Лиса обходит дом , заглядывает в окно)

Лиса:

-Какой красивый дом!

Вот бы мне пожить в таком!

В доме зайца хорошо и уютно и тепло

Тук-тук-тук! ( стучит)

Не слышит ( принюхиватся)

Пирогами пахнет ( стучит еще раз)

Заяц:

( выглядывает в окно) Привет, лиса!

Лиса:

(дрожит) Здравствуй зайка!

Заяц:

Что случилось Лисонька?

Лиса:

(жалобно) Я замерзла , заболела!

В домик свой меня впусти!

Заяц:

Что ж, лисичка заходи!

А я сейчас вернусь(выбегает из домика, срывает цветок на полянке, нюхает)

Подарю лисе( дергает дверь)

Ой закрыто! Отвари!

Лиса:

(сердито) Буду жить я здесь одна !

Убирайся цел пока!

(выкидывает из окна узелок с вещами)

Воспитатель:

Ребята, что сделала лиса? ( Ответы детей). Она прогнала зайчишку из своего же домика , а мы свами знаем , что у каждого человека должен быть свой дом.

 Воспитатель:

Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о…(Праве на медицинский уход)

Вопросы детям:

-Кто изображен на рисунке?

-Что он делает?

-О каком праве он тебе напоминает? ( О праве на медицинский уход)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде , заниматься спортом , больше есть овощей и фруктов.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить , развиваться и дружить,

Иметь просторный , добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться , отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить ,и быть любим

Он на свете не один!


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.