Острикова Ольга Александровна

Гигиенические требования к организации занятий с детьми.

19 сентября [чт]

Гигиенические требования к организации занятий с детьми.

При организации учебной деятельности ребенка необходимо строго соблюдать гигиенические требования. Любая деятельность сопровождается формированием рабочей доминанты, которая обеспечивает наилучшие условия для функционирования всех органов и систем и повышает производительность работы. На ее фоне возникает явление врабатываемости, далее оптимальной работоспособности, которая держится на определенном уровне, а затем уровень работоспособности постепенно снижается, так как начинаются процессы утомления. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать возраст и состояние здоровья, индивидуальные особенности, жизненный опыт, Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливости или перевозбуждение - игры-занятия следует прекратить.

С детьми от полутора до 3 лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю, по два занятия в день (утром), продолжительностью 8 - 10 мин., с детьми 4-х лет - 11 занятий по 15 мин., 5 лет - 12 занятий по 20 мин., 6 лет - 15 занятий по 25 мин., в подготовительной группе - 17 занятий по 30 мин. У детей старше 5 лет допускается проведение одного занятия после дневного сна, но не более 3 раз в неделю. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.

Увеличение умственной и физической нагрузки детей - негативная неправомерная практика, вызывающая у детей переутомление, невротизацию, негативно отражающаяся на состоянии их здоровья. В середине занятий следует проводить физкультминутку.

Проводить занятия, носящие статический характер, рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20-25 мин, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.

При организации режима пребывания детей в ДОУ в течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, не допускать напряженности, «поторапливания» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий.

В течение дня обеспечивать баланс разных видов активности детей - умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% должны составлять занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи, иностранный язык и пр.), целесообразно проводить только в первой половине дня, для профилактики утомления детей указанные занятия необходимо сочетать с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

При составлении расписания занятий рекомендуется планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, года. В начале и в конце учебной недели предпочтение отдается более легким по содержанию и сложности программного материала занятиям.

Домашние задания для воспитанников ДОУ не предусмотрены.

В начале года в подготовительной группе определяю готовность детей к обучению в школе.

На самочувствии детей сказываются условия, в которых они занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, анемию. Дети дошкольного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении, т.к. из-за усиленного роста и развития организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.