Острикова Ольга Александровна

Консультация для педагогов « Гигиенические требования к организации занятий с детьми с использованием ИКТ»

04 февраля [вс]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ  САД №1 «АЛЕНУШКА»

 

 

 

 

Консультация для педагогов

« Гигиенические требования к организации занятий с детьми с использованием ИКТ»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Острикова Ольга Александровна

2022 г.

 

 Наиболее привычным для России и системы образования является сочетание ИКТ -информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ произвело настоящую революцию в образовании. Когда мы говорим об ИКТ, то чаще всего имеем ввиду компьютер и интернет. Это не удивительно. Компьютер превратился сегодня в общетехнологическую действительность, которую невозможно игнорировать. Хорошо это или плохо, но компьютеры быстро интегрируются практически в каждый аспект нашей жизни, от школы до банковских операций, уплаты налогов и выборов. ИКТ обеспечивают  доступ к широкому спектру информации  доступных при известных навыках  дома, в офисе, на даче, на пляже. Компьютеры конкурируют с почтой, они практически заменили телефон, газеты, радио и телевидение, приняв на себя главную роль в оказании развлекательных и новостных услуг

За рубежом в перечень ИКТ включены телевизор, DVD, видео, компьютер, интернет, iPod, радио, игровые приставки, мобильные телефоны, СБ. Кроме того, Британское агентство связи образования и технологий, перечислило ряд объектов, которые, по их мнению, доступны для маленьких детей и относятся к ИКТ. Это музыкальные центры, музыкальные клавиатуры, магнитофоны, программируемые и радиоуправляемые игрушки, а так же бытовые предметы, такие как пульты дистанционного управления, телефоны, факсы, телевизоры, камеры видеонаблюдения, стиральные машины и др.

Общественное мнение в целом согласно, что детям чтобы соответствовать новому уровню социальной, экономической и политической жизни, необходимо иметь навыки работы с компьютером. Родители и педагоги делают логичный вывод: чем раньше ребёнок познакомится с новыми технологиями, тем лучше. А значит, недостаточно начинать использовать компьютер в школе : начинать нужно в детском саду.

Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача, найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, относительно которой у нас утвержден ФГОС ДО.

Компьютер в детском саду - явление неоднозначное, т. к. действуя с электронными явлениями (образами, ребёнок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребёнок привыкает к готовым ответам на экране. Это главные риски внедрения компьютеров в воспитательно-образовательный процесс.

Исследования 2000-ых годов лишь очертили зоны риска при использовании ИКТ детьми младшего возраста. Уже к 2010 году было проведено ряд исследований в самых разных странах мира, и они подтвердили их негативное воздействие. Ограничение, обусловленное в первую очередь требованиями безопасности ребёнка, выходит на первый план: «Чтобы свести к минимуму потенциальные риски чрезмерного использования компьютера, было бы полезно регламентировать время, в течение которого дети разного возраста могут использовать компьютер каждый день.

Образовательные стандарты в области дошкольного воспитания в России пока не разработаны. Однако сегодня, когда в основу закладывается западная система образования, детский сад постепенно приобретает черты, характерные для неё. Соответственно, нормы и правила здесь устанавливаются аналогичные.

В мире существует система нормнаправленных на ограждение ребёнка от разных видов опасностей. В отдельный пункт выделено воздействие на ребёнка экранных технологий.

Физиологические (быстрая утомляемость, падение зрительных функций уже через 20 минут нагрузки на орган зрения) и морфологические (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ.

На ранней стадии воспитания и обучения применение средств массовой информации (телевидение, видео и DVD, просмотр и использование компьютера) не должно разрешаться для детей младше двух лет, Для детей старше двух лет общее время, проводимое за экраном должно быть использовано только для образовательной или физической деятельности. Во время приёма пищи телевизор, видео и DVD просматриваться не должны.

Родители должны быть проинформированы, если экранные СМИ были использованы для показа детям на ранней стадии воспитания и обучения. При этом используемые программы должны быть свободны от рекламы и брендов. Поэтому они должны быть просмотрены и оценены до показа детям.

Для детей двух лет и старше рекомендуется ограничение общего экранного времени, проводимого детьми в дошкольном учреждении и дома, - не более одного-двух часов за 24 часа, с учётом того, что дети могут смотреть телевизор до и после посещения детского образовательного учреждения. Во время просмотра необходимо интерактивное участие взрослых, которые могут комментировать то, что дети смотрят.

Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности ребёнка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами. Для России это в первую очередь:

• Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

• Санитарные правила и нормы 4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техникой, телевизорами и другими техническими интерактивными устройствами, заключаются в следующем:

1. Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.

2. Использование проекционных экранов:

• Высота проекционного экрана над полом должна составлять не менее метра и не более 1,3 метра;

• Минимальное расстояние от зрителя до экрана должно равняться полуторной ширине экрана;

• Максимальное расстояние до экрана должно равняться шестикратной ширине экрана;

• Важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана без световых пятен и бликов

3. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 (см). Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа, размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России №65/23-16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения в пункте 5: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат, подтверждающее безопасность для детей». Кроме того рекомендуется с осторожностью относится к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и с привлечением персонажей, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребёнка.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.